Техника игры
Возьмите варган левой рукой. Пальцы должны плотно держать дугу сверху и снизу, но не касаться язычка. Приложите варган к передним зубам так, чтобы язычок мог свободно проходить между ними. Плотно прижмите варган. Играют, оттягивая язычок от себя или к себе (получается разный звук). Экспериментируйте, изменяя взаимное положение языка и гортани.
Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время звучания.
При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы.
Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный твоим дыханием хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет словно жаворонок весенним утром.
Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов дыхания исполнитель на хомусе. При дыхании носом во время игры открывается носовая полость и звук хомуса становится носовым.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.